Всемирная история мозаики насчитывает немало интереснейших эпизодов. Сейчас уже никто точно не знает, как было открыто стекло. Но легенду о финикийских моряках, устроивших привал на берегу моря, знают многие. Якобы моряки установили в костре свои котелки на блоки соды и забыли про них, а когда «поутру они проснулись», и т.д. Неизвестно, что в этой истории первично — груз соды в трюмах кораблей, песок пляжа, известняк очага, костер или крепкий, здоровый сон моряков, но исходная формула стекла именно такова.
Что же касается достоверных фактов, то найденные во время археологических раскопок в Египте амулеты и стеклянные бусинки позволили датировать историю стекла семью тысячелетиями. Как строительный материал стекло стали применять примерно с 50-х годов до н.э., когда в финикийском Сидоне получила распространение технология выдувания стеклянных цилиндров последующим их «распрямлением» до плоского стекла. В дальнейшем процесс производства стекла постоянно улучшался, на смену старым приходили новые технологии. Все помнят о легендарных венецианских мастерах с острова Мурано и о секретах их мастерства. Постепенно благодаря усилиям химиков стекло стало жаростойким и более прочным. И в этой связи хотелось бы напомнить, что русский ученый М.В.Ломоносов первым в истории использовал химию в стекольном производстве. По замыслу ученого, планы по производству цветного стекла выходили на мировой уровень, т.е. экспорт. Пока это время, увы, не наступило... Производство началось на Усть — Рудицкой фабрике в 1753году. Особое внимание уделялось горячей обработке стекла. Конструируя печи и станки, Ломоносов довел производство до высокого технического уровня. Кто бы мог тогда подумать, что спустя немногим меньше 250 лет именно Китай займет одно из первых мест по производству стеклянной мозаики. А в России после смерти великого ученого фабрика вскоре закрылась. Сегодня на месте фабрики одиноко стоит обелиск со скромной надписью: «Здесь жил и работал М. В.Ломоносов».
Во всем мире в настоящее время производится огромное количество стеклянной мозаики. Многообразие цветов и форм позволяет дизайнерам воплощать самые фантастические проекты. Вспомним еще раз Ломоносова: «И сверх сего мозаичное художество — как делать из оных составов картины живописные...». Все это разнообразие, а также такие свойства стекла, такие как долговечность, стойкость к циклам замораживания-оттаивания, практически нулевое водопоглощение и невосприимчивость к влиянию микроорганизмов и бактерий, нашли широкое применение в строительстве бассейнов, отделке кухонь, санузлов,каминов, фасадов зданий и многое другое. Существенное влияние на расширение области применения стеклянной мозаики оказали производители клеев. Практически любой серьезный производитель строительной химии, такой как Mapei, Index и др в номенклатуре своей продукции имеет клей для укладки стеклянной мозаики, применение которого позволяет широко использовать мозаику в качестве материала для отделки бассейна или турецкой бани. Современный уровень производства стеклянной мозаики достаточно высок. Конкуренция, как всегда, сделала свое дело. Современные китайские фабрики, такие как Irida или Rose, начав с выпуска мозаики по заказу известных европейских производителей, таких как Bisazza, перешли на выпуск продукции под собственными торговыми марками. И шаг этот был сделан ими вполне осознанно-необходимый уровень качества стекла и допуски на геометрические размеры мозаики на крупных китайских фабриках уже давно соответствуют требованиям мирового рынка.
Последние годы заставили многих россиян поверить в то, что Китай вполне может делать качественную продукцию, и пренебрежение к товарам из Поднебесной постепенно сходит на нет. Ну и конечно, значительно снизилась цена на мозаику, превратив этот отделочный материал в общедоступный. Если говорить про цену мозаики Irida, то на сегодняшний день у нее нет конкурентов в соотношении цена/качество. Возможность укладки на поверхности сложных форм и мозаичных панно, собранных вручную, — вот что заставляет нас снова и снова смотреть на этот материал и удивляться тому многообразию форм и дизайнерских решений, которые подарил нам крепкий сон финикийских моряков.
Несколько советов начинающим. Выбирая мозаику, в первую очередь обращайте внимание на геометрические размеры «мозаичинок». И если длина и ширина существенной роли не играют, так как небольшие отклонения практически не заметны для глаза, матрицы, на которых ведется сборка, как правило, у большинства производителей практически идеальны, то отличия по толщине могут привести к тому, что в плоскости стены могут появится выступающие или утопленные участки. Особенно актуальны эти рекомендации для прямолинейных плоскостей. Поэтому важно приобретать материал, будучи уверенным в том, что он идет от одного производителя. В этом случае можно гарантированно уйти от подобных неприятных «геометрических» сюрпризов. В качестве затирки для швов используйте материалы, маркированные буквами РР (очень мелкая фракция). Во-первых, только материалы с такой маркировкой рекомендованы производителями для затирки швов до 2 мм, во-вторых, вышеупомянутая грязь имеет меньше шансов на такой затирке. Сейчас появились затирки с антибактериальными добавками, что также идет только на пользу внешнему виду поверхности, где выполнена отделка мозаикой . Отрадно констатировать, что стеклянная мозаика сегодня повторяет путь многих дорогих эксклюзивных товаров — по мере роста спроса, цена снижается, а качество остается на прежнем высоком уровне.